Правила пользования

21.03.2017

Категории: Полезная информация

Правила пользования научной библиотекой Луганского национального университета имени Тараса Шевченко

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1.  Правила пользования научной библиотекой Луганского н ационального университета им ени Тараса Шевченко разработаны в соответствии с Законом Украины «О библиотеке и библиотечном деле» утвержденного Постановлением Верховного Совета Украины от 16 марта 2000 года, Законом Украины «О внесении изменений к Закону Украины «О библиотеке и библиотечном деле» от 21 мая 2009 №1388-VI, Положением о научной библиотеке университета и Типовыми правилами пользования библиотекой высшего учебного заведения Министерства образования Украины, утвержденного Приказом Минобразования Украины от 31.08.1999 №321, Устава университета.

1.2.  Библиотека университета является учебным, научным, информационным и культурно-просветительским структурным подразделением и обеспечивает произведениями печати и другими информационными ресурсами учебный, научный и воспитательный процесс вуза.

1.3.  Фонды библиотеки являются составной частью общегосударственной справочно-информационной системы и находятся под охраной государства.

1.4.  Пользование библиотекой бесплатное. Платные услуги предоставляются дополнительно соответственно Постановлению Кабинета Министров Украины от 5 июня 1997 года №534 и Приказа Министерства образования Украины. Стоимость услуг определяется договором и утверждается руководством университета.

1.5.  Настоящие Правила действуют в полном объеме во всех структурных подразделениях библиотеки.

2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧИТАТЕЛЕЙ. ПРАВИЛА ЗАПИСИ В БИЛИОТЕКУ
И ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫМИ ФОНДАМИ

Читатель (далее пользователь) библиотеки обязан соблюдать настоящие Правила.

2.1.  Право пользования библиотекой предоставляется студентам, аспирантам, профессорско-преподавательскому составу, научным работникам, сотрудникам структурных подразделений университета, ученикам лицея и представителям других предприятий, организаций и учреждений.
Дополнение: пользователи из других городов, организаций, предприятий обслуживаются в режиме читального зала при предъявлении паспорта.

Для записи в библиотеку пользователю необходимо предъявить:

  • студентам – студенческий билет, действительный в текущем году, 2 фотографии;
  • аспирантам дневной формы обучения – аспирантское удостоверение, 2 фотографии, гарантийное письмо от руководителя;
  • аспирантам заочной формы обучения – аспирантское удостоверение, 2 фотографии, гарантийное письмо с места работы и гарантийное письмо от руководителя;
  • сотрудникам университета – пропуск, справка из отдела кадров, 2 фотографии;
  • представителям других организаций и предприятий – гарантийное письмо с места работы, паспорт, 2 фотографии.

2.3.  На основании представленных документов пользователь получает читательский билет, который дает право пользования всеми подразделениями библиотеки.

2.4.  При записи в библиотеку пользователь должен ознакомиться с правилами пользования библиотекой и подтвердить свое обязательство об их соблюдении личной подписью на читательском билете, читательском формуляре, карточке регистрации.

2.5.  При потере читательского билета пользователь получает дубликат после заявления о потере. Потеря читательского билета не снимает ответственности за всю литературу, которая под него взята.

2.6.  Пользователи имеют право получать во временное пользование научную, учебную, художественную, справочную, методическую литературу на абонементах, в читальных залах и других пунктах выдачи литературы; пользоваться всеми видами справочно-библиографического и информационного обслуживания и другими услугами, которые предоставляются библиотекой; принимать участие в читательских конференциях, литературно-музыкальных вечерах, и других мероприятиях, которые инициирует библиотека.

2.7.  Научная литература выдается сроком на 1 месяц в количестве:

  • 10-15 экземпляров профессорско-преподавательскому составу докторантам, научным сотрудникам, аспирантам;
  • 10 экземпляров студентам дипломникам и членам научных обществ;
  • другим категориям пользователей до 5 экземпляров.

2.8.  Учебная литература выдается на учебный год с посеместровой перерегистрацией, в количестве, которое определено учебными планами и программами.

2.9.  Художественная литература выдается в количестве 3-5 экземпляров сроком до 15 дней.

2.10.  Периодические издания прошлых лет выдаются сроком на 15 дней, Периодические издания последних десяти лет выдаются в режиме читального зала.

2.11.  Срок пользования документами, пользующимися повышенным спросом на абонементах может быть при необходимости ограничен до 10 дней.

2.12.  Библиотекарь имеет право продолжить срок пользования литературой по просьбе пользователя, если на нее нет спроса со стороны других пользователей, при условии предъявления литературы библиотекарю.

2.13.  Энциклопедии, редкие и ценные издания, альбомы, одиночные экземпляры, литература повышенного спроса, издание на электронных носителях, а также материалы, полученные по межбиблиотечному абонементу (МБА), выдаются в режиме читального зала. Количество документов, которые выдаются в читальных залах библиотеки, не ограничивается.

2.14.  Неопубликованные материалы (диссертации, отчеты НИОКР и др.), литература ограниченного доступа выдается в читальном зале в установленном порядке.

2.15.  При отсутствии в библиотеке необходимых изданий их можно получить из фондов других библиотек по системе межбиблиотечного абонемента (МБА).

2.16.  Пользователь библиотеки может осуществить электронный заказ документов на основе электронного каталога, как в локальной сети библиотеки, так и в режиме удаленного доступа.

2.17.  Для получения литературы пользователь заполняет читательское требование или формирует электронный заказ документов, предъявляет читательский билет, расписывается в читательском и книжном формулярах за каждый полученный экземпляр либо подтверждает получение документов из фонда библиотеки PIN-кодом.
Дополнение: читательский билет, книжный формуляр и читательский формуляр подтверждают факт и дату выдачи литературы. Возвращение литературы подтверждается подписью библиотекаря в читательском формуляре.

2.18.  В начале каждого календарного года пользователи библиотеки должны пройти перерегистрацию, предъявив всю литературу, которая числится за ним, и продолжить (при необходимости) срок пользования.

2.19.  Пользователи обязаны бережно обращаться с выданными документами, возвращать их в установленный срок, не делать в них никаких пометок, не вырывать и не загибать страниц.

2.20.  Студенты на время летних каникул возвращают в библиотеку все взятые ими книги и другие материалы.

2.21.  Пользователи, не прошедшие перерегистрацию в текущем году, не обслуживаются ни в одном из подразделений библиотеки.

2.22.  Пользователи, окончившие университет или в случае увольнения должны полностью рассчитаться с библиотекой и подписать обходной лист на всех пунктах выдачи литературы. Аспиранты по окончании аспирантуры должны предъявить обходной лист заведующему аспирантурой в университете.

2.23.  При получении документов необходимо тщательно их просматривать и в случае обнаружения в них каких-либо дефектов незамедлительно сообщить об этом библиотекарю, который обязан сделать соответствующие пометки. Ответственность за испорченную литературу несет пользователь, пользовавшийся ею последним.

2.24.  Пользователи, которые нанесли ущерб фонду библиотеки, несут материальную, административную или уголовную ответственность согласно действующему законодательству Украины.

2.25.  Пользователи, которые потеряли книги или другие издания и материалы из фонда библиотеки, или нанесли им непоправимый ущерб, обязаны заменить их такими же произведениями печати или признанными библиотекой равноценными.
Дополнение: при невозможности сделать равноценную замену пользователь может сделать ксерокопию документа. При утере особо ценных для библиотеки изданий, номинальная стоимость которых значительно ниже фактической, способ расчета и его кратность определяется библиотекой отдельно за каждое издание в зависимости от его ценности.

2.26.  Замена утраченной или поврежденной пользователями литературы фиксируется в «Тетради учета книг, принятых от читателей взамен утерянных» и подтверждается подписями читателя и библиотекаря, который принимает замену.

2.27.  За нарушение правил пользования библиотекой пользователи лишаются права пользования всеми пунктами обслуживания библиотеки сроком до 1 месяца, при повторном нарушении на 3 месяца.

Категорически запрещено:

  • передавать свой читательский билет другим лицам и пользоваться чужим – срок лишения права пользования на 2 месяца;
  • изымать и переставлять карточки из каталогов и картотек;
  • принимать звонки и говорить по мобильному телефону в зоне обслуживания библиотеки (мобильные телефоны в зоне обслуживания библиотеки необходимо переключить на беззвучн ый режим);
  • проводить фото, кино, видеосъемки без соответствующего разрешения администрации библиотеки;
  • вносить в зону обслуживания продукты питания.

3.ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

3.1.  Библиотека формирует свои фонды согласно потребностям учебно-методической, научно-исследовательской и культурно-воспитательной деятельности университета.

3.2.  Осуществляет учет библиотечного фонда, обеспечивает сохранность, рациональное размещение и его использование.

3.3.  Осуществляет библиотечное, информационное и библиографическое обслуживание пользователей, информирует пользователей обо всех видах предоставляемых библиотекой услуг.

3.4.  Изучает информационные потребности и осуществляет оперативное обеспечение информационных запросов профессорско-преподавательского состава, научных работников и студентов, используя разные формы и методы индивидуальной, групповой и массовой информации. Проводит социологические исследования с целью оптимального их удовлетворения.

3.5.  Создает и ведет справочно-поисковый аппарат, готовит к изданию библиографические указатели, библиографические списки литературы, выполняет все виды библиотечно-библиографических справок.

3.6.  Оказывает пользователям помощь в выборе необходимых материалов через систему традиционных каталогов и картотек, электронный каталог, научно-вспомогательные и рекомендательные библиографические указатели, проводит устные консультации, организует книжно-иллюстративные выставки, мероприятия по массовому, групповому и индивидуальному библиографическому информированию.

3.7.  Организует дифференцированное обслуживание пользователей на абонементах, читальных залах и в других пунктах обслуживания.

3.8.  Реализовывает возможности взаимного использования библиотечных фондов с помощью межбиблиотечного абонемента (МБА), внутреннего и международного книгообмена, электронной доставки документов (ЭДД).

3.9.  Расширяет возможности использования информации путем доступа к мировым информационным ресурсам, обеспечивает доступ к базам данных, как в Украине, так и за ее пределами.

3.10.  Обучает пользователей поиску информации и организовывает с этой целью занятия по основам информационной культуры, согласно учебным планам и программам.

3.11.  Осуществляет выдачу пользователям книг, материалов и других произведений печати, только по возвращении взятых или продленных ранее, систематически следит за их своевременным возвращением в библиотеку.

3.12.  Предоставляет во временное пользование документы без очереди (преподавателям, научным сотрудникам).

3.13.  Напоминает после окончания срока пользования документами пользователю по телефону (за счет пользователя) или по почте о необходимости их возвращения в библиотеку в десятидневный срок. В случае не возвращения или невозможности замены литературы пользователем, библиотека передает соответствующие материалы к нотариальным органам согласно действующему законодательству.

3.14.  Библиотека не обслуживает пользователей, которые не прошли перерегистрацию в текущем году.

3.15.  Информирует о правилах обслуживания пользователей с использованием автоматизированных технологий.

3.16.  Обеспечивает высокий культурный уровень обслуживания пользователей, создает комфортные условия для работы с различными источниками информации.